История колец

Происхождение колец


Произошло слово «кольцо» от старославянского корня «коло», означающее круг, колесо. По древнему поверью, защитить человека от злых сил способен узелок, завязанный где угодно - на запястье, на одежде, на волосах. Наши предки кольца использовали как обереги. К примеру, новорожденного младенца обязательно купали в воде с серебряным кольцом, так как считалось, что это отгонит от него болезни.


Кольцо - предмет в форме обода, обруча из металла, дерева, камня, кости, стекла, надеваемый на палец; распространено у большинства народов мира. Кольцо считалось символом единства и вечности, так как в его форме невозможно различить ни начала, ни конца. 



История колец уходит в глубокую древность, - костяные кольца носили еще в эпоху палеолита, первые металлические кольца появились в бронзовом веке. Кольца были чрезвычайно распространены в древнем мире, причем тогда это было не просто украшение, а еще и символ определенного социального положения.

Кольца часто надевали, сверяясь при этом со значениями пальцев и рук: левая рука символизировала сердце, а правая - власть. С древних времен безымянный палец левой руки считается связанным с сердцем. Именно поэтому обручальные кольца во многих странах носят на этом пальце.

Появление обручальных колец

Во все времена кольца пользовались большой популярностью и служили символом брака. В ряде стран мира обручальное кольцо принято носить на безымянном пальце левой руки. В нашей стране символ супружества носят на правой руке. Этот обычай ввела Православная Церковь. Некоторые авторы считают, что традиция начинает свою историю в Древнем Египте, другие — в Древней Греции.

Традиция обмениваться обручальными кольцами уходит своими корнями в те далёкие времена, когда счастливые новобрачные в знак любви и преданности дарили друг другу символические обручальные кольца, сплетённые из пеньки или тростника. Они-то и стали прообразом современных обручальных колец. Позднее в Древнем Риме появился обычай, по которому жених, в знак принятия на себя обязательств за будущую жену, во время обряда помолвки дарил металлическое обручальное кольцо родителям невесты.
Одними из первых стали надевать кольца в день бракосочетания египтяне.

История колец в разных странах

В Древнем Египте в кольца часто был вделан жук-скарабей, который являлся священным и считался символом второго рождения и вечной жизни духа.

В Древнем Египте, а позже и в Европе, представители высших сословий носили кольца с печатью с гербом, фамильным знаком. Оттиск такой печати, кроме того что служил украшением, заменял именную подпись. Носили такие кольца на правой руке на указательном пальце.

Каждый свободный гражданин Древней Греции носил кольцо из золота или серебра, украшенное драгоценным камнем или печатью.

В I веке н. э. по гражданским законам Римской империи для вступления в брак достаточно было устного или письменного соглашения двух сторон - жениха и родителей невесты. Договоренность закреплялась в тот момент, когда жених вручал родителям невесты железное колечко. С этого момента девушка покидала ряды кандидаток в невесты и де-юре получала статус жены. Для юриста в Древнем Риме договор о заключении брака, так называемый футуратум, с вручением кольца имел первостепенное значение.

У Древних римлян носить кольца из золота имели право только сенаторы и другие особы, занимающие высокие должности, а простые граждане - железные. При империи это правило было отменено: с 3 века все свободнорождённые получили право носить золотые кольца, а вольноотпущенные – серебряные. Железные кольца были отличительным знаком рабов.

Впервые кольцо начало служить своеобразным знаком любви у жителей Германии. В пятнадцатом столетии на кольцах стали вырезать различные девизы, ребусы и имена.

Во времена Средневековья в Европе стали чрезвычайно популярными кольца, обладающие способностью охранять от ячменя, золотухи и эпилепсии. В это время для изготовления колец в ход пошли довольно необычные материалы – например, ослиное копыто или страусиная кость.

В конце шестнадцатого века стали очень модными кольца, украшенные разнообразными миниатюрными скульптурками, часто в виде элегантных и изящных женских полуфигурок, украшенных эмалью.

На Руси носили витые кольца из серебра, кольца с литьем из бронзы и серебряные кольца с орнаментом.

В средние века почти во всех странах носили кольца на всех пальцах обеих рук без исключения. Перстень для большого пальца называли на Руси «напалок». Его продолжали носить и в 19 веке. Кольца для указательного пальца часто имели овальную форму обода. Перстень с крупным овальным камнем получил название «маркиза» и предназначался для указательного пальца. На этом же пальце носили «клейноды» (от нем. Kleinod — драгоценность). Это слово когда-то обозначало различные воинские регалии, позднее кольцо-клейнод полагалось награжденным высоким орденом. Во времена А. С. Пушкина клейнодом называли памятные кольца (кольцо-талисман, подарок близкого друга и другие).

При порабощении Руси татарами исчезла роскошь; однако великие князья и их двор носили заповедные кольца и перстни, считая, что они имели тайную силу противодействовать всякому яду и чародейству.

Ханы Золотой Орды употребляли их с той же самой целью. И наши князья, отправляясь в Золотую Орду, запасались такими перстнями.

Кольца в равной степени ценились как мужчинами, так и женщинами. Все русские сказки изобилуют заветными колечками. В допетровской Руси цари — от Ивана Грозного до Алексея Михайловича — обожали кольца и перстни и носили из на всех пальцах рук, в том числе и на большом — так называемый напалок, символ власти.

В Ирландской рыбацкой деревне Кладдах в графстве Голуэй было сделано кольцо со специальным оформлением в форме пары рук, которые держат сердце, увенчанное короной. Сердце символизирует любовь, руки — дружбу (доверие), а корона — верность (лояльность). Это кольцо стало называться кладдачским.

Кла́ддахское кольцо́ (также Кла́ддах, кла́ддаское кольцо, кольцо Кла́дда (англ. Claddagh ring)) — тип традиционного ирландского кольца, которое преподносится в знак дружбы, а также используется в качестве обручального кольца.

На ирландских обручальных кольцах зачастую располагают надпись ирл. «Grá, Dilseacht, agus Cairdeas» (любовь, верность и дружба); порою её размещают и на кладдахских кольцах, являющихся одним из олицетворений этого девиза.

Функциональность колец

В древности существовал «обычай носить на пальце печать, равносильную именно подписи и в то же время служившую украшением. Обыкновенно такие печати носили на указательном пальце правой руки, но гиты составляли исключение и носили из на среднем пальце левой». На Руси для удобства и сбережения княжеские, боярские, святительские печати, печати областей, присутственных мест и частных лиц «обыкновенно вделывались в кольца в виде перстней».

Кольца также носили в силу профессиональной или бытовой необходимости. Еще сейчас можно видеть наперстки в виде кольца, которыми пользуются, к примеру, сапожники.

Лучники в свое время носили по три кольца — на указательном, среднем и безымянном пальцах, с тем, чтобы предохранить себя от порезов тетивой.

В кулачных боях часто пользовались своеобразными кастетами в виде колец с массивными вставками камня или металла. В свое время существовали боевые перстни с массивными вставками из камня или металла – они были нужны в кулачных боях.

Кольца носили в силу профессиональной и бытовой необходимости. Первый наперсток – это, по сути, широкое кольцо. Перстни кожемяк, портных, сапожников, ювелиров являлись специальным приспособлением для работы.

В 1870 году в Англии в целях личной безопасности был изобретен 7-разрядный пистолет-кольцо.


Кольца на Руси

Напалок - более массивный перстень, надеваемый на большой палец на Руси. Его продолжали носить и в 19 веке.
Жуковина (слово это часто встречается в грамотах XV и XVI вв.) - перстень, имевший резную вставку из камня.  


Подобные перстни в древнерусских духовных завещаниях указывались в качестве родового наследства.



Маркиза - перстень с крупным овальным камнем предназенный для указательного пальца
На этом же пальце носили «клейноды» (от нем. Kleinod — драгоценность). 

Достаточно часто на средневековых русских печатных перстнях встречались изображения зверей и птиц.


Образы животных оказали большое влияние на развитие языка символов и иносказаний, превратившегося в важный элемент национальной культуры. 



В отдельную группу перстней можно выделить изображения на печатках птиц с оружием в лапе. Все изображенные птицы имеют неопределенную видовую принадлежность (ястреб, коршун, орел, ворон).

Из людей, имевших отношение к воинской службе, личные перстни-печати прикладывали люди высших сословий: царь, великий князь, князь-воевода, боярин, боярин-воевода, дети боярские, ближний стольник-воевода, думный воевода, осадный голова, ближний окольничий-воевода, окольничий-воевода, дворянин, дворянин-воевода.

Позже, с развитием иконопочитания, на смену прежним символам приходят фигуры архангелов с крестом, изображение Христа, обеими руками благословляющего жениха и невесту (обычно — императорскую чету), крест с погрудными изображениями Христа и императорской четы, и, наконец, евангельские сцены.

Комментариев нет:

Отправить комментарий