Имитация драгоценных камней и ее виды



За время существования ювелирной отрасли человечество выработало множество способов замены драгоценного природного камня на искусственный или более дешевый. Подобные замены называют имитациями драгоценных камней — если хотят выразиться изящно, и подделками — если целью имитации является введение в заблуждение покупателя украшения. Отличие имитаций от синтетических камней в том, что искусственно выращенные камни являются полными аналогами природных (у них совпадает структура и химический состав). Имитации же повторяют лишь внешний вид природного камня.



Способы имитации натуральных камней


Вот далеко не полный список способов, с помощью которых можно «подделать» драгоценный камень:

Искусственные стекла и стразы — цветные и бесцветные
Цветная пластмасса, керамическая масса
Составные материалы — дуплеты и триплеты (склеенные слои из тонких полосок стекла и природного камня)
Реконструированные материалы (продукты спекания мелких кусочков природных материалов)
Дешевые природные камни, имитирующие более дорогие (голубой апатит в роли аквамарина, циркон или кварц в роли алмаза)
Не имеющие природных аналогов синтетические камни, имитирующие драгоценные (пример — фианит)
Имитация камней при помощи стекла и пластмассы
Имитация камней при помощи стекла и стразов


Цветные стекла использовали вместо драгоценных самоцветов еще в Древнем Египте и Древнем Риме, за три тысячелетия до нашей эры. В XIX веке, с открытием технологии изготовления стразов, появилась возможность создавать очень похожие на драгоценные аналоги стеклянные имитации. Бесцветные стразы использовались для имитации бриллиантов. При добавлении в шихту красителей (оксидов меди, кобальта и других), стали получать отличные аналоги изумрудов, сапфиров и прочих драгоценных и полудрагоценных камней. Особым преимуществом стразов перед обычными стеклами стала их повышенная прочность, позволявшая делать практически любые виды огранки.

Для имитаций применяют различные виды стекол: бутылочное, оконное, оптический кронглас (известково-щелочное стекло), свинцовое стразовое стекло, авантюриновое стекло (сплав с металлической стружкой).

Стекла имеют разную степень прозрачности, что также способствует их применению для имитации разного типа камней. Например, полностью непрозрачные стекла носят название смальты, из которой иногда получают особенно изящные и недорогие украшения, имитирующие поделочные камни. Прочность и физические свойства стекол зависят от их состава, например, от содержания свинца. Для имитации непрозрачных природных камней (бирюзы, сердолика, христопраза и других) кроме стекол, также применяют цветную пластмассу.

Как отличить подделку драгоценных камней аналогом из стекла и пластмассы?

И стекло, и пластмасса не могут считаться «полноценными» способами имитировать драгоценный камень — опытный ювелир легко различит подделку. Пластмассовые украшения слишком легки по весу в сравнении с камнем. При постукивании пластмассы о твердую поверхность (некоторые предпочитают постучать о собственный зуб) раздается характерный «пустоватый» звук, который не спутаешь с камнем или стеклом. Стеклянные же «камни», в отличие от природных, обычно ощущаются чуть тёплыми на ощупь из-за низкой теплопроводности стекла. Просто сравните с природным камнем, который чаще всего остается прохладным.

Имитации-подделки драгоценных камней при помощи составных материалов
Кроме целиком стеклянных имитаций, нередко используют так называемые «составные материалы». В зависимости от количество слоев тонких склеенных между собой полосок из стекла и природного камня, эти материалы называются дуплеты или триплеты. Очевидно, что верхний слой (видимый как поверхность камня) — это и есть полоска из натурального камня, приклеенная к полоске стекла снизу. Ювелиры довольно легко опознают такие технологии, так как даже через обычную лупу можно разглядеть газовые пузырьки по месту склейки.


Еще в античные времена драгоценные камни подделывали похожими способами. Например, сардоникс «изготовляли» трехслойным склеиванием черной, белой и красной полосок. Склеивают также в виде дуплета и два натуральных материала — например, сверху драгоценная полоска, а снизу — горный хрусталь. Получаемые камни на языке ювелирной отрасли так и называются — «дуплет опала», или «триплет изумруда». Составные материалы могут применять и с «благими» целями. Например, чтобы придать большую твердость недорогому и мягкому камню в массовых украшениях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий